Администрация Петуховского муниципального округа
г. Петухово, Курганской области

История

Кратко о Петуховском муниципальном округе
Петуховский район был образован в 1924 году в составе Ишимского округа Уральской области из Каменской, Петуховской, Рынковской , Тепло-дубровной и Утчанской волостей Ишимского уезда Тюменской губернии. С 1934 года входил в Челябинскую область, а в 1943 году включен в состав Курганской области.

История
 
Основал поселение Павел Федорович Юдин, сосланный  из Ярославской губернии на вечное поселение в «Сибирь. Не ближе Тобольска». По пути следования к месту ссылки остановился он на время в селе Тепло-Дубровном и устроился в работники к богатому крестьянину.
Павел Федорович понравился за свою честность и трудолюбие не только хозяину, но и всем сельчанам. Ему разрешили остаться жить в этих местах, приписали к обществу  и дали земельный участок на границе между двух волостей – Тепло-Дубровской и Петуховской, на юго-восточном берегу западного озера (ныне Юдино). К Павлу Федоровичу приехала семья, и осенью 1779 года построила здесь свой дом. Это был первый дом хутора Юдина, будущего города Петухово.       Постепенно хутор разрастался, и к  1871 году в Юдино проживало 104 человека, а к 1885 году было построено 40 дворов. Жители помимо сельского хозяйства занимались рыболовством и охотой.
Все хуторяне были приписаны к Теплодубровскому обществу и церковному приходу, где в то время была построены деревянная церковь (1834 г.), церковно-приходская школа на 3 класса (1881 г.), кабак. Население обслуживал один фельдшер, за порядком следил полицейский урядник.
В период царствования Александра III началось строительство Сибирской железной дороги, и  станция Петухово при селе приняла в 1896 году первый поезд.
Сначала дорогу планировали проложить вдали от Юдино, но когда настало время строить насыпь полотна, жители близлежащих сел откупились от немецкого инженера, ведущего строительство, боясь, «что паровоз будет пугать лошадей, давить телят, коровы не дадут молока, а курицы перестанут нести яйца». Земляные работы перенесли южнее, на границу раздела земель между Петуховской и Теплодубровской волостей, ближе к Юдино.
     Позднее в эти места стали прибывать все новые переселенцы. Сорок шесть семей из Полтавской губернии поселились вдоль железной дороги с южной стороны, назвав свою улицу Вознесенской.
Вторая группа, в количестве сорока двух семей, поселилась по другую сторону линии, рядом с земляками и назвала свою улицу Порт-Артур.
Организовалось новое общество - Вознесенское. Между ним и обществом Юдино было расстояние около километра. В 1899 году Ишимское уездное переселенческое управление своим решением установило вышеназванные общества объединить и впредь называть Юдино-Вознесенским обществом Петуховской волости Ишимского уезда Тобольской губернии.
Новое село продолжало расти и к 1905 году уже имело 185 домов.  К моменту объединения сел Юдино и Вознесенское, земельная инспекция Уездного переселенческого Управления сумела перераспределить земельную площадь и часть ее передать от Тепло-Дубровного и Петуховского обществ Юдино-Вознесенскому, что в полном объеме обеспечивало нужды прибывших переселенцев.
      Петуховский район был образован в 1924 году в составе Ишимского округа Уральской области из Каменской, Петуховской, Рынковской, Тепло-Дубровской и Утчанской волостей Ишимского уезда Тюменской губернии.
В 1934 году район передан в состав Челябинской области.
В 1943  году передан в состав Курганской области.
Районным центром является город Петухово, преобразованный Постановлением Верховного Совета РСФСР 16 марта 1944 года из рабочего поселка Юдино.
В 1920 году появляются первые коллективные хозяйства. В 1925 году их насчитывается уже 38, наиболее крупной из которых являлся колхоз «Роза Люксембург». Это был колхоз – гигант, расположенный на территории в 50000 га, включающий в себя 478 дворов. Почти в два раза увеличились посевные площади. Колхозы получили большое количество техники. Если в 1925 году они располагали лишь двумя тракторами, то в 1939 году на полях работало уже 178 машин.
Годы Великой Отечественной войны стали примером ратного и трудового героизма петуховцев. Семь тысяч женщин заменили, ушедших на фронт, мужчин: водили тракторы, вставали за штурвал комбайнов, руководили хозяйствами. Ушли на фронт из района 4,7 тысяч человек , 2986 из них не вернулись. Более 1,5 тысяч фронтовиков были награждены орденами и медалями, в том числе орденами боевого Красного Знамени 5 чел, орденом Красной звезды 126 чел, орденом Славы – 27 человек, за «Боевые заслуги» - 162 чел, «За отвагу» - 42 человек.
Одной из самых ярких страниц истории района остается целинная эпопея. В район прибыло тогда более 2,0 тысяч молодых людей из Курганской, Челябинской, Тюменской и других областей. Подъем целины был серьезно поддержан государством. Только в 1954 году в район поступило около 200 тракторов, 180 комбайнов, более 500 автомобилей, много другой техники, семян и т.д. Уже за 1954 год было распахано около 30 тысяч га земли, а всего к 1958 году освоено около 100 тысяч га целинных земель, что составляет 1/6 часть областной целины. Целина позволила укрепить финансовое состояние колхозов и улучшить благосостояние колхозников.
С открытием Сибирской магистрали Южное Зауралье вышло в тесную связь с российским и мировым рынком. Началось развитие промышленности и предпринимательства. В 1903 году начали действовать ремонтные мастерские и чугунолитейный завод. Отливались детали для сельскохозяйственных машин и маслоделия. До 1935 года завод продолжал развиваться, все больше оснащался оборудование и энергетическими мощностями. С 1935 года завод перешел в Министерство путей сообщения и стал называться стрелочным. Во время ВОВ на заводе изготавливали корпуса мин. снарядов, гранат и другую продукцию, необходимую для фронта. За успешное выполнение заказов для фронта коллектив завода неоднократно получал благодарности от Наркома боеприпасов и лично от Верховного Главнокомандующего товарища И. В. Сталина. В 1960 году магистраль получила электрификацию своей сети движения. С 1966 года ПЛМЗ экспортировал свою продукцию в 43 страны мира. В 2020году Петуховский литейно-механический завод был закрыт.
Для развития отрасли животноводства благоприятными были 70-80 годы, в среднем за пятилетку 1981-1985гг. поголовье КРС возросло до 58,6 тысяч голов, в том числе коров 25,8 тысяч голов, свиней 2,3 тысяч голов, овец 8 тысяч голов.
К концу 80-х годов в районе сложилась такая структура промышленности: ПЛМЗ, 17 дистанция пути, 2 автотранспортных предприятия, сельхозтехника, сельхозхимия, развитая пищевая промышленность в составе КМП, птицекомбината, пищекомбината, хлебозавода, мельницы и двух элеваторов, сети магазинов Райпо, строительных организаций, большинство из них работало в тесной связи с сельским хозяйством. Район улучшил снабжение электроэнергией, телефоном и радио.
В период преобразований 1990-2000 годов  многие предприятия прекратили свое существование.
Законом Курганской области от 12 мая 2021 года № 49 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Петуховского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование — Петуховский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» Петуховский район преобразован в Петуховский муниципальный округ Курганской области.

Известные люди проживали на территории Петуховского района.

Яковлев Вениамин Федорович-советник Президента РФ по правовым вопросам, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ (1992-2005г.г.), Председатель Совета исследовательского центра частного права при Президенте РФ, заведующий кафедрой правового обеспечения рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, с октября 1999 года возглавляет Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Заслуженный юрист России. Родился 12 февраля 1932г. в г. Петухово в семье рабочих. Окончил с отличием Свердловский юридический институт по специальности правоведение. 24 июля 2018 года ушел из жизни Вениамин Федорович Яковлев.

Вадим Николаевич Деньгин (18 октября  1938,  Петухово, ныне   Курганская область   —   7 января   2015,   Миасс,   Челябинская область)   — советский и российский учёный, инженер-механик.Вадим Николаевич Деньгин родился   18 октября   1938 года   в   р.п Юдино (ныне г. Петухово)   Петуховского района   Челябинской области   (ныне   Курганская область)
В 1956—1957   гг. работал на   Южно-Уральской железной дороге.
В 1957—1960   гг. проходил службу в рядах   Советской Армии.
В 1965 году окончил   Челябинский политехнический институт, факультет «Двигатели, приборы, автоматы» по специальности «Летательные аппараты».
С 1965 г. работал в   СКБ-385 (Конструкторское бюро машиностроения, ныне ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева»): инженер, ведущий инженер, с 1983   г.   - заместитель начальника предприятия. Участник разработки второго и третьего поколений стратегических морских комплексов с ракетами   Р-27   Р-27У,   Р-27К,   Р-29,   Р-29Р   и   Р-39   в части решения задачи стабилизации движения этих ракет на подводном участке (1965—1983).

Виталий Евгеньевич Щербинин (1 января 1938, Петухово, Курганская область) — российский учёный-физик, член-корреспондент Академии наук СССР и РАН. Окончил Уральский государственный университет (1959). Работает в Институте физики металлов УрО АН СССР (РАН) (Свердловск, Екатеринбург) в должностях от лаборанта (1959) до директора (1986-1998).
С 1998 г. профессор УГТУУПИ. Доктор технических наук (1982). Профессор (1987). Член-корреспондент АН СССР (1990) и РАН (1990).
Научная деятельность: разработка теоретических основ и создание средств неразрушающего контроля материалов и изделий, исследования взаимодействия электромагнитных полей с металлами, исследования по физическим основам магнитной толщинометрии.
Лауреат Премии Правительства РФ (1996). Награждён орденом «Знак Почёта».

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie